Внедрение программы лояльность неизбежно связано с выбором определенной системы идентификации клиентов. Наиболее удобной системой идентификации на сегодня остаются пластиковые карты. Они практичны и требуют небольших затрат на изготовление.
В зависимости от способа хранения и считывания индивидуальной информации, выделяют несколько видов пластиковых карт:
- с магнитной полосой;
- эмбоссированным номером;
- штрих-кодом;
- бесконтактным или контактным чипом.
Выбор вида пластиковой карты во многом зависит от целей программы лояльности, механики, масштабов и сроков ее проведения, технологической базы, которой располагает компания, а также предполагаемых финансовых затрат.
Технологические особенности карт-идентификаторов
Пластиковые карты с нанесенным номером (методом печати или эмбоссирования) относительно недорогие, однако не очень удобны для проведения масштабной кампании, поскольку имеют ограниченные возможности автоматизации.
Практически полную автоматизацию идентификации клиентов можно проводить с пластиковыми картами, оснащенными штрих-кодами, чипами и магнитными лентами. При этом карты с магнитной полосой и штрих-кодом могут выступать только в роли идентификатора и не позволяют перезаписать информацию.
Теоретически магнитная полоса может быть перезаписана при наличии определенного оборудования, абсолютно нерентабельного при проведении масштабных кампаний. Для перезаписи необходимо специальное устройство, обеспечивающее постоянную скорость подачи магнитной полосы, напоминающее лентопротяжный механизм магнитофона. Такое оборудование стоит дорого, к тому же магнитная лента не приспособлена к многократной перезаписи информации.
Таким образом, разница между штрих-кодом и магнитной лентой заключается в механизме считывания и сроках службы. Как правило, магнитная лента служит около около пяти лет. Срок службы штрих-кода зависит от способа нанесения и ограничен только постепенным стиранием рисунка.
Технологические особенности смарт-карт
В отличие от карт со штрих-кодом, магнитной лентой или эмбоссированным номером, смарт-карты, оснащенные контактными и бесконтактными чипами, могут не только служить идентификаторами, но и пригодны для многократного перезаписывания информации. Таким образом, смарт-карты открывают больше возможностей для проведения программ лояльности.
Преимущества смарт-карт хорошо видны при проведении акций с накопительными баллами или бонусами. Информация о количестве накопленных клиентом бонусов должна постоянно обновляться и сохраняться. При использовании смарт-карты, замена информации проводится непосредственно на чипе карты.
В случае с картами, оснащенными магнитной лентой или штрих-кодом, используется единая база данных с постоянным доступом. Для обеспечения такого доступа необходима налаженная связь между базой и всеми задействованными POS-терминалами, что требует существенных затрат. Возможен также вариант, при котором обновленные данные из базы периодически дублируются на POS-терминал. Однако такая схема работы понижает оперативность.
Защита от подделок
При внедрении программ лояльности часто становится вопрос защиты идентификационных карт от подделки. В этом отношении наименее защищены карты со штрих-кодом, поскольку подделать его можно даже в домашних условиях. Более высокий уровень защиты у карт с магнитной полосой – ее сложно подделать, однако, можно перенести с одной карты на другую. Самым надежным вариантом считается карта с чипом, подделать который практически невозможно.